Obrabotka Metallov 2012 No. 4

ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ № 4 (57) 2012 120 ОБРАЗОВАНИЕ В настоящее время перед инженерным обра- зованием стоит задача воспитания специалиста нового типа, нацеленного на развитие промыш- ленности, обеспечение качества и конкуренто- способности производимого продукта. Генера- тором идей в инженерной профессии является конструктор. На начальном этапе конструктор- ской подготовки в вузе студенты изучают графи- ческие дисциплины, традиционно закладываю- щие основы графической культуры будущего инженера-конструктора. К таким дисциплинам относят инженерную и компьютерную графику, основы конструирования, прикладную компью- терную графику и прочее. Графическая культу- ра базируется на умении создавать мысленные образы будущих технических решений, а затем отображать их с помощью современных средств передачи информации. Вопрос развития про- странственного воображения, конструкторского мышления остается актуальным на протяжении длительного времени; и сегодня, несмотря на внедрение информационных технологий, он не стал менее актуальным. Это объясняется тем, что любое изображение на экране является про- екцией, плоской картинкой, полученной с помо- щью инструмента проецирования, поэтому уме- ние перейти от плоского изображения к объему и наоборот остается востребованным. А с учетом очень слабой школьной подготовки по данному УДК 378.147 ГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА Н.Г. ИВАНЦИВСКАЯ, канд. пед. наук, доцент Б.А. КАСЫМБАЕВ, канд. пед. наук, доцент ( НГТУ, г. Новосибирск ) Статья поступила 13 ноября 2012 года Иванцивская Н.Г. – 630092, г. Новосибирск, пр. К. Маркса, 20, Новосибирский государственный технический университет, e-mail: hope@graph.power.nstu.ru Рассматриваются вопросы формирования графической культуры с помощью современных информаци- онных средств проектирования. Ключевые слова: инженерная и компьютерная графика, компетенция, проектирование, электронная мо- дель изделия. предмету вопрос перекодирования информации из одного вида ее представления в другой стано- вится крайне актуальным. Это подтверждается исследованиями, проводимыми на кафедре ин- женерной графики НГТУ со студентами перво- го курса: результаты входного контроля знаний по графической культуре и развитию простран- ственного мышления оцениваются как неудо- влетворительные у 70–80 % студентов. В психологии и педагогике процесс кон- струирования разделяют на три этапа: мыслен- ное, графическое и предметно-манипулятивное (наглядно-двигательное) конструирование [1] . Этапы конструирования связаны между собой и имеют большое значение в профессионально- конструкторской и учебно-конструкторской дея- тельности. Проведенный анализ научных иссле- дований позволил сделать следующий вывод: для того чтобы освоить процесс конструирова- ния, необходимо поднять уровень понятийного, образного и практического мышления в их взаи- мосвязи и единстве. В таком случае конструктор- ское мышление можно рассматривать как мыш- ление, состоящее из трех компонентов: понятия, образа, действия. Основой мысленного конструирования яв- ляется мыслительная деятельность. Мышление не может быть продуктивным без опоры на про- шлый опыт, и в то же время оно предполагает

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1