Obrabotka Metallov 2012 No. 4

ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ № 4 (57) 2012 121 ОБРАЗОВАНИЕ выход за его пределы, открытие новых знаний, благодаря чему расширяется и тем самым уве- личивается возможность решения все новых и новых более сложных задач. В процессе мыш- ления человек опирается на понятия. А в форми- ровании понятия большую роль играет образное мышление [2]. Образный компонент деятель- ности необходим при первоначальном усвоении некоторых теоретических знаний, он выполняет функцию своеобразной опоры, облегчая процесс усвоения и конкретизируя формирующиеся по- нятия. Однако при решении многих технических задач понятийный и образный компоненты тес- нымобразом связаныи являются равноправными в общем процессе мыслительной деятельности. Только при условии установления гармоничного единства между ними может быть успешно ре- шена та или иная конструкторско-техническая задача. Умение оперировать пространственными об- разами влияет на создание и изменение образа конструируемого объекта. Процесс создания в мыслях конструкторско-технического образа может иметь репродуктивный, продуктивный или творческо-конструкторский характер. Их особенностью является создание и изменение образов на основе пространственного воображе- ния с помощью таких операций, как проведение аналогии, сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение и конкретизация [3]. Теоретический и практический характер конструкторского мыш- ления в процессе производственно-технической деятельности, а также в профессионально- техническом обучении ставит ряд сложных задач. Основная из них – проверка теории на практике, а также теоретическое обоснование практики. Цель той или иной проверки ведет не только к получению правильного решения, но и к дальнейшему развитию мышления, т. е. нахож- дению новых гипотез, к правильному планиро- ванию деятельности, умению осуществлять пре- образования при решении задач. Техническое конструирование требует от студента инициативности, самостоятельности, умения достигать поставленных целей, преодо- левать трудности, которые возникают в процес- се решения задач конструкторско-технического содержания, определенного уровня политехни- ческого образования. Основным компонентом конструирования является творческое вообра- жение, соединенное с конструкторским мыш- лением. Конструирование – это создание образа объекта в мыслях человека и отображение его с помощью схем, чертежей, моделей, слов с целью использования их на производстве. А это значит, что вышеуказанные способности, проявляемые в процессе конструирования, влияют на форми- рование конструкторского мышления. Для развития такой деятельности в процессе конструирования можно пользоваться различ- ными учебными средствами. Одним из эффек- тивных способов развития конструкторского мышлением является моделирование с помо- щью современных систем автоматизированного проектирования (САПР). Преимущества трех- мерного моделирования: эффективность и каче- ство проектирования, снижение общего времени проектирования, повышение конкурентоспособ- ности проектных работ. На кафедре инженерной графики разработан сборник заданий, основная цель которого заключается в том, чтобы помочь студентам самостоятельно развивать простран- ственное и конструкторское мышление. Все за- дания выполняются в электронном виде, состоят из двух частей: выполнение трехмерной модели детали по ее чертежу и разработка чертежа де- тали по ее 3D-модели. В качестве примера при- ведем некоторые из них (рис. 1). По заданию нужно построить конус с при- зматическим отверстием в трех проекциях, раз- вертку боковой поверхности конуса (рис. 2), наложенные сечения и натуральную величину сечения заданной плоскостью. Задание само по себе не новое, но выполнение его с помощью САПР позволяет процесс обучения сделать бо- лее успешным. Практика показывает, что при построении видов и развертки конуса традици- онным методом в форме чертежа у студентов возникают трудности по восприятию конуса в объеме, в результате изображения проекций ко- нуса получаются с погрешностями, развертка с искажениями, линии пресечения заданных пло- скостей с поверхностью конуса построены не- правильно. Построение точек на поверхности конуса выполняется по алгоритму без примене- ния пространственных представлений, то же са- мое происходит при построении сечений. Когда эти же задания выполняются с помо- щью моделирования, то студент создает образ, отображает его на экране, что является есте-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1