Obrabotka Metallov 2012 No. 4

ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ № 4 (57) 2012 122 ОБРАЗОВАНИЕ ственным процессом мышления. Создав трех- мерную модель конуса и модель призмы, при помощи операций вычитания студенты из объ- ема конуса вычитают объем призмы, получают конус с призматическим вырезом. Современные графические редакторы позволяют посмотреть полученную модель конуса с любого ракурса, с любой стороны, выполнить множество проек- ций и отобразить их на плоскости экрана. Все эти операции являются естественными для на- шего мышления и не вызывают у студентов за- труднений, они реально видят элементы кону- са: боковую поверхность, основание, сквозное отверстие, линии пересечения, форму сечений. Кроме всего прочего, студентам интересно вы- полнять задания в такой форме, что повышает их мотивацию к обучению. Развертка по модели конуса выполняется следующим образом: используется правильная вспомогательная пирамида (рис. 2), вписанная в конус. Прежде чем «разворачивать» трехмер- ную модель поверхности пирамиды, ее следует «расчленить» на более простые элементы – «об- ласти» с помощью команды РАСЧЛЕНИТЬ. Эта команда заменяет один объект на несколько объ- ектов (по числу граней многогранника). Первый поворот выполняют вокруг оси, совпадающей с одной из сторон многоугольника основания. По- вернем грань K 0 L 0 S вокруг оси, совпадающей с ребром K 0 L 0 , с помощью команды 3D поворот (Редактировать / 3D операции / 3D поворот) или с помощью Выровнять (Редактировать / 3D опе- рации / Выровнять) до совмещения с плоскостью основания пирамиды. Командой «Выровнять» присоединим к первоначально построенной гра- ни другую грань пирамиды, например, NSK 0 . Аналогично поступим с остальными гранями, в результате чего получим полную развертку пи- рамиды, а затем получаем три вида и развертку конуса (рис. 3). Это задание является одним из первых в про- цессе обучения графическим дисциплинам. Про- цесс создания объемов и выполнение по нему плоских изображений играет немаловажную роль в дальнейшем развитии пространственно- го мышления студента, поскольку любая деталь Исходные данные Конус с сечением в трехмерном пространстве Рис. 1. Пример задания Рис. 2 . Построение развертки конуса

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1