Obrabotka Metallov 2012 No. 4

ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ № 4 (57) 2012 16 ТЕХНОЛОГИЯ малая жесткость опор. Так, внутренние силы машины раскачивают агрегат и могут привести к разрушению подшипников и ослаблению креплений. Исследования показывают, что более 70 % причин выхода из строя электри- ческих машин относятся к механическим неис- правностям, вызванных несоосностью, и пробле- мам, связанным с нею, такими, как «мягкая лапа», трещины в подшипниках и т. д. По данным компании «Балтех» 1 , правильная центровка механизмов может снизить потребление энер- гии двигателем в среднем до 15 %. Для сете- вого двигателя экскаватора ЭКГ-12,5 мощно- стью 1000 кВт экономия 1 % электроэнергии даст годовой экономический эффект более 100 тыс. руб. 2 Несоосность вызывает повышенные дина- мические нагрузки на элементы машин, сокра- щая их срок службы, проявляясь увеличением трения подшипников, износом коллектора и разрушением изоляции токоведущих частей. Так, устранение несоосности без применения специальных приборов и обученного опытного персонала практически невозможно – как пра- вило, данный дефект во время ремонта не устраняется, а иногда и усугубляется, приво- дя к разрушению новых либо только что отремонтированных механизмов. Из-за плавно- текучести дефекта «несоосность» ремонты, возникшие по данной причине, воспринимаются как плановые вследствие текущего износа, в то 1 http://www.baltech.ru/catalog.php?catalog=129 2 1 % от 1000 кВт – 10 кВт. При стоимости 1 кВт/ч 2 руб. экономический эффект в час составит 20 руб. (10 кВт 1 ч. 2 руб.). Усредненный показатель «Время в работе» по календарному фонду – 6400 ч. Экономический эффект за год (6400 × 20) = 128 тыс. руб. время как механизм отработал в лучшем случае 50 % своего заявленного ресурса. Несоосность вызывает излишние силы, со- кращающие срок службы подшипников: • несоосность действует по экспоненциаль- ной зависимости, снижая срок службы подшип- ников; • срок службы роликовых подшипников со- кращается по кубической зависимости от воз- растающего усилия; • 20 %-е увеличение нагрузки на подшипник снизит срок его службы на 50 %, а удвоение на- грузки сократит срок службы подшипника до 8 % от нормативного. Динамические силы и трение, вызванные не- соосностью, будут влиять на срок службы муф- ты. В соединительных муфтах с упругими эле- ментами горка пыли – обычное явление, а при более жестких упругих элементах – их деформа- ция с последующим разрушением. Другим ви- димым признаком несоосности является то, что муфта несоосного агрегата имеет значительно более высокую температуру. При монтаже генераторной группы возни- кают проблемы, связанные с необходимостью смонтировать весь агрегат с соблюдением до- пусков по перекосам осей и соосности. Регу- лирование этих параметров в вертикальной плоскости наименее сложно, хотя не лишено некоторых особенностей – не рекомендуется установка более пяти регулировочных прокла- док под каждую лапу. При установке регули- ровочных прокладок может возникнуть такой эффект, как «мягкая лапа», т. е. зазор под лапой, вследствие чего может происходить раскачива- ние машины на двух лапах, что, в свою очередь, а б Рис. 2 . Термограммы соединительных муфт: а – с правильной центровкой; б – центровка нарушена

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1