Актуальные проблемы в машиностроении. Том 9. № 1-2. 2022 Инновационные технологии в машиностроении ____________________________________________________________________ 17 экспериментов принимались граничные значения температуры электролита 20°С и 50°С и концентрации хлорида натрия в электролите 9 % и 20 % [1, 2]. Рис. 1. Емкость для нагрева электролита Экспериментальные образцы цилиндрические из коррозионностойкой стали марки 12Х18Н10Т имеют длину 7 мм и диаметр 10 мм. Проводилось комбинированное электрохимическое шлифование торцов образцов. Шлифование осуществлялось алмазной головкой диаметром 3 мм. Размер зерна 100…125 мкм. Режимы обработки определялись на основании ранее проведенных предварительных исследований гибридной технологии электрохимической обработки коррозионностойкой стали 12Х18Н10Т: скорость резания 5,5 м·сек-1, глубина резания 0,1 мм, продольная подача 70 мм/мин [29]. Напряжение в цепи «источник тока – инструмент - деталь» без нагрузки - 12В. Сила тока составила 0,10-0,15 А. Каждый эксперимент повторялся по три раза. Результаты экспериментов оценивались путем сравнения полученной средней шероховатости обработанных поверхностей образцов. Измерения шероховатости проводились с помощью профилометра модели 130. Структура обработанных образцов исследовалась на металлографическом микроскопе Altami. Результаты и обсуждение Эксперимент №1. В данном эксперименте были приняты минимальные значения температуры электролита и его концентрации. Температура электролита Т = 20°С. Концентрация хлорида натрия в электролите составила 9 %. При проведении эксперимента была полученная шероховатость образцов Ra = 0,658 мкм. На рисунке 2 показана структура обработанной поверхности образца.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1