Actual Problems in Machine Building 2022 Vol. 9 No. 3-4

Актуальные проблемы в машиностроении. Том 9. № 3-4. 2022 Инновационные технологии в машиностроении ____________________________________________________________________ 7 УДК 691.175.5.8 ТЕМПЕРАТУРНЫЕ РЕЖИМЫ МЕХАНОАКТИВАЦИИ И ДИСПЕРГИРОВАНИЯ ПРИСАДОК ДЛЯ МОТОРНОГО ТОПЛИВА И МАСЛА М.М.А. ЗАХИВАТ, аспирант Н.В. ЗЕМЦОВА, аспирант (ТГТУ, г. Тамбов) Захиват М.М.А. – 392000, г. Тамбов, ул. Советская, д. 106/5, помещение 2, Тамбовский государственный технический университет, e-mail: chemical.eng85@gmail.com Эффективная эксплуатация транспортных средств основана на применении топлива и моторного масла с высокими удельными характеристиками, что в первую очередь связано с правильным подбором и сочетанием различных типов присадок. Механоактивация дисульфида молибдена (MoS2) и многослойных углеродных нанотрубок (МУНТ) возможна как в жидкости – топливе или моторном масле, так и в сухом состоянии с последующей стадией перемешивания. Проведено сравнение двух методов механоактивации и диспергирования по параметрам температурного поля. Для исследования распределения температурного поля использован бесконтактный метод измерения, основанный на применении тепловизора Testo-875-1. Использование механоактивации и перемешивания в случае вращающегося электромагнитного поля обеспечивает повышение эффективности перемешивания с соблюдением необходимого температурного режима, который не приводит к деструкционным процесса в моторном масле и дизельном топливе. Использование вращающегося электромагнитного поля позволяет снизить температурный режим с 78,4 °С до 53,5 °С. Ключевые слова: Механоактивация, дисульфид молибдена, моторное масло, дизельное топливо, углеродные наноструктуры, вращающееся электромагнитное поле. Введение Технология ресурсосбережения транспортных средств основана на применении топлива и моторного масла с высокими удельными характеристиками, что в первую очередь связано с правильным подбором и сочетанием различных типов присадок. В свою очередь присадки могут иметь различные свойства и отличаться по эффективности и целевому назначению [1]. Следует отметить возможность создания присадок для дизельного топлива и моторного масла на основе противоизносных присадок из растительного сырья [2]. Дисульфид молибдена (MoS2) можно отнести к классу эффективных химических элементов, который может быть использован для улучшения свойств как моторного масла, так и дизельного топлива [3]. В том числе и биотоплива. В моторном масле массовая концентрация MoS2 может находиться в диапазоне от 0,08 до 0,16% масс.% при размере частиц менее 0,5 мкм. Для MoS2 размер частиц менее 0,5 мкм позволяет прокачиваться в системе фильтрации моторного масла с размером фильтрующих отверстий в пределах 15-25 мкм. Доля дизельных двигателей внутреннего сгорания (ДВС) как в автотранспортной технике, так и в системах электрогенерации имеет высокое значение. Улучшение свойств дизельного топлива также может реализовываться с MoS2 [3].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1