Obrabotka Metallov 2012 No. 3

ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ № 3 (56) 2012 95 ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ФЦП _______________ * Работа выполнена в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009– 2013 годы, соглашение № 14.В37.21.0136 УДК 621.78 ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ВЯЗКОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЖИДКОСТИ ПРИ ОБКАТЫВАНИИ НА СВОЙСТВА ПОВЕРХНОСТИ* В.Н. БЕЛЯЕВ, канд. техн. наук, доцент ( БТИ АлтГТУ им. И.И. Ползунова, г. Бийск ) А.М. ТЕПЛЫХ, канд. техн. наук, доцент А.А. РАЗУМАКОВ, аспирант ( НГТУ, г. Новосибирск ) Статья поступила 3 сентября 2012 года Беляев В.Н. – 659305, г. Бийск, ул. Трофимова, 27, Бийский технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО АлтГТУ e-mail: mrsi@bti.secna.ru Представлены результаты исследований влияния вязкости технологической жидкости при обкатывании с гидропри- водом на шероховатость и микротвердость поверхностного слоя. Ключевые слова: вязкость, обкатывание, шероховатость Существует метод обработки деталей поверх- ностно-пластическим деформированием, при кото- ром усилие деформирования обеспечивается подачей рабочей жидкости под давлением от гидростанции непосредственно на деформирующий шар – обкаты- вание с гидроприводом (рис. 1). где R Z 1 – шероховатость обрабатываемой поверхно- сти детали; R Z 2 – шероховатость поверхности инстру- мента (деформирующего шара). Величина R Z 2 относительно мала и ею можно пренебречь, тогда h min ≥ R Z 1 , которое определяется видом и режимами обработки детали перед накаты- ванием. По условиям контакто-гидродинамической тео- рии смазки [2]: , (2) где α – пьезокоэффициент; μ 0 – вязкость жидкости; v Σ – суммарная угловая скорость; ρ – радиус кривиз- ны поверхностей. , (3) где D з – диаметр заготовки; d ш – диаметр деформи- рующего шара; n – частота вращения детали. . (4) Подставляя формулы (3) и (4) в (2), получим условия жидкостной смазки при обкатывании с ги- дроприводом: , . (5) h min ≥ R Z точ . Рис. 1. Схема обкатывания с гидроприводом Достоинства данного метода [1]: – эффективная подача СОЖ–рабочей жидкости в зону обработки; – постоянство усилия деформирования на обра- батываемой поверхности. По условиям гидродинамической теории смазки величина слоя жидкости между двумя поверхностя- ми трения при жидкостном трении [2]: h min ≥ R Z 1 + R Z 2 , (1)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1