OBRABOTKAMETALLOV Vol. 24 No. 4 2022 173 MATERIAL SCIENCE Т а б л и ц а 5 Ta b l e 5 Результаты триботехнических испытаний материалов Results of tribotechnical tests № п/п Пара трения (колодка – вал) / Friction pair (hob – shaft) Коэффициент трения / Friction coeffi cient Весовой износ, г / Weight wear, g Суммарный износ, г / Total wear, g Колодка / Hob Вал / Shaft 1 СЧ35–30ХГСА / SCh35 – 0.3C-Cr-Mn-Si(high quality) 0,11…0,13 0,11 0,84 0,95 2 ЧМН-35М–30ХГСА / ChMN-35M – 0.3C-Cr-Mn-Si(high quality) 0,10…0,12 0,15 0,45 0,60 3 СЧКМ-45–30ХГСА/ SChKM-45 – 0.3C-Cr-Mn-Si(high quality) 0,10…0,12 0,10 0,43 0,53 4 СЧ35–20ГЛ / SCh35 – 0.2C-Mn(cast) 0,11…0,13 0,24 0,86 1,10 5 ЧМН-35М–20ГЛ / ChMN-35 – 0.2C-Mn(cast) 0,11…0,12 0,23 0,60 0,83 6 СЧКМ-45–20ГЛ / SChKM-45 – 0.2C-Mn(cast) 0,12…0,12 0,22 0,58 0,80 7 СЧ35–09Г2С / SCh35 – 0.09C-2Mn-Si 0,13…0,14 0,40 0,45 0,95 8 ЧМН-35М–09Г2С / ChMN-35M – 0.09C-2Mn-Si 0,11…0,12 0,24 0,66 0,90 9 СЧКМ-45–09Г2С / SChKM-45 – 0.09C-2Mn-Si 0,11…0,12 0,20 0,55 0,75 а б в Рис. 6. Строение изломов образцов после испытаний на ударный изгиб: а – СЧ35; б – ЧМН-35М; в – СЧКМ-45 Fig. 6. Structure of fractures of cast irons after impact bending tests: а – SCh35; б – ChMN-35M; в – SChKM-45 излома такого типа может объясняться прочностными свойствами металлической матрицы чугуна ЧМН-35М, а также повышенным уровнем релаксационных свойств материала, легированного молибденом и никелем. Однако на общую картину разрушения в целом легирование чугуна молибденом и никелем существенного влияния не оказывает. Комплексное легирование чугуна СЧКМ-45 молибденом, никелем и ванадием, сопровождающееся повышением дисперсности структуры перлита, приводит к существенному измельче-
RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1