Актуальные проблемы в машиностроении. Том 10. № 1-2. 2023 Технологическое оборудование, оснастка и инструменты ____________________________________________________________________ 45 устройства, способные выполнять различные задачи вместо человека или совместно с ним. Робототехника является очень динамично развивающейся областью, и сегодня роботы находят применение во многих отраслях. Например, промышленные роботы могут выполнять опасные или тяжелые виды работ, что улучшает условия труда для человека. В образовании робототехника помогает развивать навыки программирования и технического творчества у обучающихся. Мехатроника и робототехника тесно связаны между собой, так как роботы являются примером комплексной мехатронной системы. Роботы, как правило, содержат множество компонентов, таких как механизмы, электроника, сенсоры, приводы и программное обеспечение. Все эти компоненты должны работать совместно, чтобы робот мог выполнять свои функции. Таким образом, оптимальная работа роботизированных систем требует, как на этапе проектирования, так и на уровне эксплуатации, чтобы все компоненты были полностью изучены. Это требует соответствующих знаний различных инженерных наук. Следовательно, формирование и использование робототехники и мехатроники должно быть продумано с первых этапов инженерных учебных программ, чтобы инженеры были готовы в короткое время освоить профессиональную деятельность и умело обращаться с инновационными роботизированными системами. Робототехника требует разграничения ролей практикующих и опытных инженеров. Практикующие инженеры должны уметь эксплуатировать и/или адаптировать роботизированные системы в определѐнных областях. Инженеры-эксперты должны иметь возможность внедрять инновации в такие системы. Эти два уровня компетентности относятся к разным уровням формирования: краткосрочный с практическими способностями и долгосрочный с изобретательскими и инновационными способностями. Целью работы является усовершенствование конструкции сборочно-сортировочного стенда для расширения его технологических возможностей и применения оборудования для теоретических и практических исследований в области робототехники. Методика экспериментального исследования В качестве объекта исследований выбрана конструкция роботизированного сборочносортировочного стенда (РСС УР). РСС УР - это комплексное оборудование, предназначенное для автоматизации процессов сборки и сортировки деталей или изделий. Недостаток имеющегося роботизированного сборочно-сортировочного стенда состоит в том, что у него низкая скорость перемещения менее 20 мм/с, нет возможности ориентировать объекты, отсутствие системы наблюдения, концевых ограничителей и рабочей области стенда. Методика проведения исследований предусматривает совершенствование конструкции роботизированного сборочно-сортировочного стенда и его тестирование. Оценкой работоспособности разработанного сборочно-сортировочного стенда является возможность автоматического управления манипулятором по заданной программе с точностью линейного позиционирования манипулятора 2 мм, углового позиционирования манипулятора 2 градуса. В ходе работы, конструкция роботизированного сборочно-сортировочного стенда была усовершенствована. Для более надежного закрепления стенда был разработан и изготовлен специальный стол, на котором была размещена карта с областью работы манипулятора, а также нанесены метки расположения объектов для контроля их положения. Были установлены ходовые винты с более крупным шагом на осях кареток X и Z для увеличения скорости перемещения. Установлены концевые ограничители для калибровки подвижных звеньев робота. В роботизированный сборочно-сортировочный стенд была интегрирована система наблюдения для мониторинга процесса сборки и сортировки деталей. Разработано и установлено дополнительное подвижное звено захвата для улучшения ориентации объектов.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1