Actual Problems in Machine Building 2023 Vol.10 N3-4

Актуальные проблемы в машиностроении. Том 10. № 3-4. 2023 Материаловедение в машиностроении ____________________________________________________________________ 57 УДК 621.762 ЖАРОПРОЧНЫЕ И ИЗНОСОСТОЙКИЕ ЖЕЛЕЗОМЕДНЫЕ КОМПОЗИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ДЕТАЛЕЙ ТЯЖЕЛО НАГРУЖЕННЫХ ПАР ТРЕНИЯ В.В. ПЛОТНИКОВ, аспирант Е.П. ШАЛУНОВ, канд. техн. наук, профессор В.М. СМИРНОВ, канд.- физ.-мат. наук, доцент А.Б. МИЛЛИН, аспирант (ЧГУ им. И.Н. Ульянова, г. Чебоксары) Плотников В.В. – 428015, г. Чебоксары, пр-т Московский, 15, Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, e-mail: acc_Plotnikov@rambler.ru В работе даны исходные порошковые материалы, методы получения из них железомедных композиционных материалов и методики исследования их структуры и определения основных физико-механических и эксплуатационных свойств, которые приведены в виде диапазона их минимальных и максимальных значений для всех вариантов варьирования их химическим составом. В частности, указанные материалы обладают твердостью 225…255 HB, температурой рекристаллизации – 900…965 оС, теплопроводностью, равной 32,3…38,2 % от теплопроводности меди, коэффициентом линейного температурного расширения - (13,6…13,8)10-6 и интенсивностью изнашивания при контактном давлении между элементами трибосопряжения 100 МПа - 3,77108…2,010-8. Материалы имеют дисперсно-упрочненную структуру. Приведенные значения свойств и характер их структуры позволяют отнести эти материалы к жаропрочным и износостойким композиционным материалам, которые могут представлять интерес с точки зрения их использования в деталях тяжело нагруженных пар трения. Ключевые слова: композиционный материал, нагрузки, контактное давление, износ, трение, мелкодисперсные частицы, жаропрочность, износостойкость. Введение В современных машинах и механизмах имеется значительное количество узлов трения, работающих в условиях повышенных температур и высоких контактных давлений между их деталями. При этом наибольшие проблемы возникают в тех узлах трения, где осуществляется возвратно-поступательное движение деталей пары трения друг относительно друга [1-5], вызывающее за счет знакопеременных сил трения усталость материала деталей, приводящую к деградации структуры контактных поверхностей деталей и в итоге - к их задиру и схватыванию. Ситуация становиться еще более экстремальной, когда при возвратно-поступательном движении деталей пары трения происходит перекос одной детали этой пары трения относительно другой [6]. В этом случае происходит резкое возрастание контактного давления между трущимися деталями пары и значительный их разогрев, из-за чего могут возникать не только упругие, но и пластические деформации приповерхностных слоев контактных поверхностей деталей, что всегда приводит к возникновению задиров и схватыванию деталей пары трения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1