Actual Problems in Machine Building 2024 Vol.11 N3-4

Actual Problems in Machine Building. Vol. 11. N 3-4. 2024 Innovative Technologies in Mechanical Engineering ____________________________________________________________________ 14 УДК 621.763 АНАЛИЗ И ВЫБОР НА ЕГО ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОЛУЧЕНИЯ МАЛОГАБАРИТНЫХ РАДИАЛЬНЫХ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ ИЗ МЕДНОГО ПОРОШКОВО-ГРАНУЛЬНОГО АНТИФРИКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА П.Д. ЗИНОВЬЕВА, магистрант Е.П. ШАЛУНОВ, канд. техн. наук, профессор (ЧГУ им. И.Н. Ульянова, г. Чебоксары) Зиновьева П.Д. – 428015, г. Чебоксары, пр-т Московский, 15, Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, e-mail: polya.zinoveva@gmail.com На примере втулки шатуна Ø8хØ6х5 мм поршневого высокооборотного микродвигателя МДС-6,5КРУ-С приведено рассмотрение различных технологий, при использовании которых принципиально возможно изготовление этой втулки и, соответственно, других подобных ей радиальных подшипников скольжения малых габаритов из нового антифрикционного материала системы Cu-Sn-Al-MoS2-C-O. Анализ этих технологий показал, что наиболее оптимальной из них является технология, предусматривающая двухстороннее холодное прессование порошково-гранульной смеси, нагрев полученной трубчатой заготовки в среде защитно-восстановительных газов, ее горячую допрессовку и доводку размеров и чистоты поверхностей детали методами механообработки. Проведенные эксперименты подтвердили высокую эффективность этой технологии для получения из указанного материала малогабаритных радиальных подшипников скольжения с повышенными твердостью и износостойкостью. Ключевые слова: радиальный подшипник скольжения, антифрикционный материал, порошково-гранульная смесь, реакционное механическое легирование, аттритор, прессование, экструзия. Введение Малогабаритные радиальные подшипники скольжения (втулки) находят очень широкое применение в различных объектах техники. Например, представленная на рис. 1 втулка скольжения Ø12хØ8x10 мм предназначена для использования в угловых («болгарках») и линейных шлифовальных машинках, работающих при частоте вращения рабочего инструмента на приводном валу машинки не менее 11000 об/мин. В связи с тем, что рабочая поверхность инструмента во время его работы очень часто располагается под углом к обрабатываемой поверхности, то на эту втулку действуют так же локальные (кромочные) нагрузки, приводящие к усиленному кромочному износу подшипника [1]. Рис. 1. Радиальный подшипник скольжения (втулка) 8х12х10 мм

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1