Actual Problems in Machine Building 2024 Vol.11 N3-4

Актуальные проблемы в машиностроении. Том 11. № 3-4. 2024 Инновационные технологии в машиностроении ____________________________________________________________________ 19 спекании применяют холодное калибрование путем проталкивания втулки через кольцевой зазор в фильере матрицы калибровочного пресс-инструмента. Как правило, после этой операции не требуется какой-либо механической обработки. При такой технологии коэффициент использования материала практически равен 1, технологический процесс достаточно просто поддается автоматизации, однако, существенным сдерживающим фактором является то обстоятельство, что по этой технологии невозможно получить из механически легированных смесей детали, обладающие высокой плотностью, твердостью и износостойкостью, что обусловливается плохой спекаемостью прессовок из таких смесей [15]. В нашем случае речь идет о порошково-гранульной смеси, в которой содержание гранул составляет 15% мас., однако, даже это количество механически легированных гранул не позволило получить при помощи холодного прессования и спекания высокоплотный подшипниковый слой из АКМ на плоской развертке несущего слоя вкладыша радиального подшипника скольжения [10], что послужило отказом от этой технологии для получения таких деталей. 2. Двухстороннее холодное прессование порошково-гранульной смеси в кольцевом зазоре между матрицей пресс-инструмента и ступенчатым нижним пуансоном, после чего полученная трубчатая заготовка нагревается в защитно-восстановительной среде углеродсодержащих газов и в нагретом состоянии подвергается двухсторонней горячей допрессовке в кольцевом зазоре между нагретой кольцевой электропечью матрицей прессинструмента и ступенчатым нижним пуансоном, после чего готовая прессовка извлекается из пресс-инструмента и подвергается механической обработке с целью доводки размеров и чистоты поверхностей детали. Такая технология дороже предыдущей, коэффициент использования материала ниже, однако, она, как и при получении подшипникового слоя на плоской развертке несущего слоя вкладыша радиального подшипника скольжения [10], может позволить добиться высоких характеристик плотности, твердости и прочности и обеспечить высокую износостойкость АКМ. Этому так же должно способствовать отсутствие у материала втулки текстуры или микроволокон, расположенных поперек направления трения скольжения. Таким образом, эта технология представляется наиболее подходящей для получения втулки Ø8хØ6х5 мм из АКМ. Методика экспериментального исследования Для проведения экспериментальных работ по апробированию выбранной технологии, из порошков меди и легирующих компонентов, предварительно просушенных в сушильном шкафу в течении 2 ч при температуре 75°С, была приготовлена рабочая порошковогранульная смесь описанных выше системы и химического состава. При этом получение гранул осуществлялось в аттриторе с рабочей камерой 15 л разработки Чувашского госуниверситета. Холодное прессование порошково-гранульной смеси производили на вертикальном гидропрессе 2ПГ-50 в матрице пресс-инструмента (рис. 5) со ступенчатым нижним пуансоном.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1