OBRABOTKAMETALLOV Vol. 27 No. 2 2025 35 TECHNOLOGY Результаты и их обсуждение После проведения обширных исследований по подбору оптимальных ингредиентов для составов фрикционных материалов тормозных систем для дальнейшего тестирования и оценки были отобраны две ключевые комбинации. Влияние данных ингредиентов на износ композитов было исследовано методом испытания на трение и износ по схеме «штифт – диск». На рис. 5 представлены основные компоненты тормозного фрикционного композита ФКТС1, а на рис. 6 – основные компоненты тормозного фрикционного композита ФКТС2. Для оценки эксплуатационных характеристик разработанных композитов использовались результаты испытаний коэффициента трения μ при различных приложенных нагрузках. Оценка тормозных фрикционных композитов проводилась при трех различных нагрузках: 10, 50 и 100 Н. Рис. 5. Основные компоненты ФКТС1 Fig. 5. Major Ingredients of BFC1 Рис. 6. Основные компоненты ФКТС2 Fig. 6. Major Ingredients of BFC2 В табл. 2 представлены результаты испытаний среднего коэффициента трения μ для ФКТС1 и ФКТС2, а в табл. 3 – результаты испытаний средней потери массы g для ФКТС1 и ФКТС2. На рис. 7 представлена зависимость коэффициента трения μ от нагрузки для ФКТС1 и ФКТС2, а на рис. 8 – зависимость потери массы g от нагрузки для ФКТС1 и ФКТС2. Общий средний коэффициент трения μ для всех вариантов приложенных нагрузок составил 0,42 для композита ФКТС1 и 0,48 для композита ФКТС2, что соответствует приемлемым значениям согласно инженерным стандартам [19, 20]. Для каждого композита увеличение приложенной нагрузки приводило к увеличению коэффициента трения μ. Для сравнительной оценки предложенных тормозных фрикционных композитов в табл. 4 представлены значения коэффициента трения и потери массы. Более высокий коэффициент трения материала ФКТС2, выявленный в результате сравнения, свидетельствует о его большей эффективности в тормозных системах. Большая потеря массы ФКТС1 при испытаниях на износ указывает на его меньшую износостойкость по сравнению с ФКТС2. Более высокий коэффициент трения способствует улучшению тормозных характеристик, а меньшая скорость изнашивания – повышению долговечности тормозных фрикционных композитов. В качестве эталона ранее были испытаны широко используемые тормозные фрикционные композиты на основе керамического и латунного волокна. В данном эталонном исследовании фрикционный композит на основе керамического волокна показал лучшие результаты, чем
RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1