OBRABOTKAMETALLOV Vol. 27 No. 2 2025 37 TECHNOLOGY Т а б л и ц а 4 Ta b l e 4 Сравнительный анализ свойств фрикционных композитов тормозных систем Comparison of properties for the brake friction composites Свойства / Properties Состав ФКТС1 / Composition BFC1 Состав ФКТС2 / Composition BFC2 Коэффициент трения μ / Friction coeffi cient μ 0,42 0,48 Потеря массы, г / Weight loss (g) 0,084 0,011 фрикционный композит на основе латунного волокна. В текущей работе средние коэффициенты трения для материалов ФКТС1 (0,42) и ФКТС2 (0,48) оказались выше, чем у эталонного композита на основе керамического волокна (0,38). ФКТС2 также продемонстрировал более низкую скорость изнашивания по сравнению с эталонным фрикционным композитом на основе керамического волокна. Арамидные волокна используются во фрикционных материалах благодаря их высокой прочности и износостойкости. Было установлено, что взаимодействие арамидных волокон с наполнителями на основе сульфата бария увеличивает абразивность материала. Известно, что наполнители, такие как карбонат кальция, усиливают адгезионное взаимодействие с контртелом, что повышает трение, но может увеличить и износ [23]. Применение арамидных волокон также способствует снижению общей массы тормозных систем благодаря их низкой плотности, что приводит к повышению топливной эффективности [7, 10, 19]. Введение частиц графита в качестве модификатора трения обеспечивает стабильные фрикционные свойства и высокую износостойкость [3, 19]. Полимерное связующее играет важную роль, обеспечивая надлежащую адгезию различных компонентов, а также обладая высокой термической стабильностью, что необходимо для эффективного торможения [20, 21]. Заключение Для обеспечения долговечности и безопасности автомобильных тормозных систем применяются высокоэффективные фрикционные композиционные материалы, обладающие улучшенными эксплуатационными характеристиками. Достижение этих характеристик обеспечивается оптимальным выбором и комбинированием компонентов в составе фрикционных композиционных материалов. Предлагаемый состав ФКТС1 был получен путем смешивания и прессования следующих ключевых ингредиентов: базальтового волокна, наполнителя на основе карбоната кальция, связующего на основе фенолового полимера и графитового модификатора трения. Предлагаемый состав ФКТС2 преимущественно состоял из смеси арамидного волокна, наполнителя на основе сульфата бария, связующего на основе фенолового полимера и графитового модификатора трения. Трибологические испытания данных составов были проведены на установке, реализующей схему «штифт – диск». Сравнительный анализ, основанный на значениях коэффициента трения и скорости изнашивания, позволил сформулировать следующие ключевые выводы. – Композит ФКТС2, содержащий арамидные волокна, продемонстрировал более высокие фрикционные свойства по сравнению с ФКТС1, что обусловлено более высоким коэффициентом трения, обеспечиваемым арамидными волокнами. – ФКТС2, содержащий арамидные волокна (обеспечивающие высокую прочность на разрыв и износостойкость) и наполнитель на основе сульфата бария (увеличивающий жесткость и несущую способность), продемонстрировал меньшую потерю массы в процессе трения и, как следствие, меньшую скорость изнашивания по сравнению с ФКТС1, что положительно влияет на эксплуатационную надежность (долговечность) композиционного материала. – Результаты трибологических испытаний, выполненных в рамках настоящего исследова-
RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1