Obrabotka Metallov 2025 Vol. 27 No. 2

ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ Том 27 № 2 2025 38 ТЕХНОЛОГИЯ ния, позволяют рекомендовать композиты на основе арамидных и базальтовых волокон в качестве экологически безопасных альтернатив традиционным фрикционным композиционным материалам, применяемым в автомобильных тормозных системах. – Результаты данного исследования могут быть использованы для дальнейшего совершенствования автомобильных тормозных систем. Перспективными направлениями дальнейших исследований являются оптимизация составов композиционных материалов для повышения совокупности эксплуатационных характеристик фрикционных тормозных композиционных материалов. Использование результатов данного исследования позволит производителям тормозных систем принимать обоснованные решения при выборе оптимальных компонентов для фрикционных композиционных материалов. Полученные результаты также подтверждают, что разработка фрикционных композиционных материалов – это динамично развивающаяся область, требующая постоянного проведения исследований и внедрения инновационных решений для обеспечения устойчивой безопасности и надежности автомобильных тормозных систем. Список литературы 1. Tribological performance of brass powder with diff erent copper and zinc content in the brake pad / K.A. Ahmed, S.R. Mohideen, M.A.S. Balaji, B.S. Rajan // Tribology in Industry. – 2020. – Vol. 42 (2). – P. 177–190. – DOI: 10.24874/ti.783.10.19.03. 2. Study of the interaction between microstructure, mechanical and tribo-performance of a commercial brake lining material / A. Sellami, M. Kchaou, R. Elleuch, A.-L. Cristol, Y. Desplanques // Materials & Design. – 2014. – Vol. 59. – P. 84–93. – DOI: 10.1016/j. matdes.2014.02.025. 3. Österle W., Dmitriev A.I. The role of solid lubricants for brake friction materials // Lubricants. – 2016. – Vol. 4 (1). – P. 5. – DOI: 10.3390/lubricants4010005. 4. Eff ect of material selection and surface texture on tribological properties of key friction pairs in water hydraulic axial piston pumps: a review / Y. Liang, W. Wang, Z. Zhang, H. Xing, C. Wang, Z. Zhang, T. Guan, D. Gao // Lubricants. – 2023. – Vol. 11 (8). – P. 324. – DOI: 10.3390/lubricants11080324. 5. Kumar M., Bijwe J. Studies on reduced scale tribometer to investigate the eff ects of metal additives on friction coeffi cient – temperature sensitivity in brake materials // Wear. – 2010. – Vol. 269 (11–12). – P. 838– 846. – DOI: 10.1016/j.wear.2010.08.012. 6. Saff ar A., Shojaei A., Arjmand M. Theoretical and experimental analysis of the thermal, fade and wear characteristics of rubber-based composite friction materials // Wear. – 2010. – Vol. 269 (1–2). – P. 145–151. – DOI: 10.1016/j.wear.2010.03.021. 7. Aranganathan N., Mahale V., Bijwe J. Eff ects of aramid fi ber concentration on the friction and wear characteristics of non-asbestos organic friction composites using standardized braking tests // Wear. – 2016. – Vol. 354. – P. 69–77. – DOI: 10.1016/j.wear.2016.03.002. 8. McElheny D., Frydman V., Frydman L. A solidstate 13CNMR analysis of molecular dynamics in aramid polymers // Solid State Nuclear Magnetic Resonance. – 2006. – Vol. 29 (1–3). – P. 132–141. – DOI: 10.1016/j. ssnmr.2005.08.010. 9. Prasad V.V., Talupula S. A review on reinforcement of basalt and aramid (Kevlar 129) fi bers // Materials Today: Proceedings. – 2018. – Vol. 5 (2). – P. 5993– 5998. – DOI: 10.1016/j.matpr.2017.12.202. 10. Review on the friction and wear of brake materials / X. Xiao, Y. Yin, J. Bao, L. Lu, X. Feng // Advances in Mechanical Engineering. – 2016. – Vol. 8 (5). – DOI: 10.1177/1687814016647300. 11. Kumar M., Bijwe J. Composite friction materials based on metallic fi llers: sensitivity of μ to operating variables // Tribology International. – 2011. – Vol. 44 (2). – P. 106–113. – DOI: 10.1016/j.triboint.2010.09.013. 12. Kumar M., Bijwe J. NAO friction materials with various metal powders: tribological evaluation on full-scale inertia dynamometer // Wear. – 2010. – Vol. 269 (11–12). – P. 826–837. – DOI: 10.1016/j. wear.2010.08.011. 13. Bachchhav B.D., Hendre K.N. Wear performance of asbestos-free brake pad materials // Jordan Journal of Mechanical & Industrial Engineering. – 2022. – Vol. 16 (4). – P. 459–469. 14. Prabhu T.R. Eff ect of bimodal size particles reinforcement on the wear, friction and mechanical properties of brake composites // Tribology-Materials, Surfaces & Interfaces. – 2016. – Vol. 10 (4). – P. 163– 171. – DOI: 10.1080/17515831.2016.1262587. 15. Performance assessment of phenolic-based nonasbestos organic brake friction composite materials with diff erent abrasives / T. Singh, A. Patnaik, R. Chauhan, I. Bíró, E. Jánosi, G. Fekete // Acta Polytechnica Hungarica. – 2020. – Vol. 17 (5). – P. 49–67. – DOI: 10.12700/APH.17.5.2020.5.3. 16. The role of graphitic carbon nitride in the formulation of copper-free friction composites designed for automotive brake pads / V. Matějka, M. Leonardi, P. Praus, G. Straff elini, S. Gialanella // Metals. – 2022. – Vol. 12 (1). – P. 123. – DOI: 10.3390/met12010123.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1