Actual Problems in Machine Building 2025 Vol.12 N1-2

Actual Problems in Machine Building. Vol. 12. N 1-2. 2025 Technological Equipment, Machining Attachments and Instruments ____________________________________________________________________ 32 УДК 621.9 ОПЫТ КОНСТРУИРОВАНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ ЛИТЬЕВОЙ МАШИНЫ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОЛИМЕРНЫХ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ Н.А. ПОЛЯКОВ, аспирант С.Г. ЧУЛКИН, доктор техн. наук, профессор (СПбГМТУ, г. Санкт-Петербург) Поляков Н.А. – 190121, г. Санкт-Петербург, ул. Лоцманская, 3 Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, e-mail: nik.polyackov2010@yandex.ru В условиях санкционных ограничений, прекратившихся поставок импортных компонентов для судовых пропульсивных систем, разработка отечественных полимерных материалов для дейдвудных подшипников стала критически важной. Целью работы является созданию бюджетной литьевой машины для исследований композитов на основе полисульфонов— перспективных материалов с повышенной термостойкостью и механическими свойствами. В методической части рассмотрены ключевые этапы конструирования лабораторной литьевой машины, включая определение исходных требований к оборудованию с точки зрения технологического процесса литья, выполнен силовой расчет установки, дано описание технологического процесса литья и выполнена оценка расходов денежных средств на конструирование литьевой машины. Результаты и обсуждение. Сконструированная литьевая машина, доказала свою функциональность на тестовых отливках, обеспечив воспроизводимость технологических параметров литья. Решение позволяет ускорить разработку отечественных композитов для дейдвудных подшипников, критически важных для судостроения в условиях импортозамещения. Ключевые слова: судостроение, конструирование, литье под давлением, литьевая машина, лабораторная установка, полисульфон, изделие из полимера. Введение В настоящее время в связи с санкционными ограничениями прекратились поставки в Россию импортных компонентов пропульсивного комплекса [1, 2], в частности антифрикционных вкладышей дейдвудных подшипников (ДП). В сложившейся ситуации, проблема отсутствия современных полимеров для дейдвудных подшипников, которые могли бы быть применены в кратчайшие сроки на строящихся судах, становится все более актуальной. Рассматриваемая проблематика носит комплексный характер и включает несколько взаимосвязанных аспектов. Во-первых, отсутствует необходимый опыт эксплуатации современных материалов для длительной работы в реальных условиях, включая проведение полноценного цикла ресурсных испытаний. Во-вторых, текущие производственные мощности не готовы обеспечить своевременное импортозамещение, что затрудняет внедрение новых материалов и технологий. Наконец, существующие материалы во многих случаях не отвечают высоким эксплуатационным требованиям, предъявляемым к современным судам, работающим в экстремальных условиях, например, ледоколам, где нагрузки и воздействие внешней среды особенно значительны.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1