Actual Problems in Machine Building 2015 No. 2
Актуальные проблемы в машиностроении. 2015. №2 Инновационные технологии в машиностроении ____________________________________________________________________ 137 УДК 621.747.58 ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ РЕГУЛИРУЕМОЙ ТЕРМООБРАБОТКИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ИЗДЕЛИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ЧЕРТОВСКИХ Е.О. 1 , аспирант ГАБЕЦ А.В. 2 , канд. техн. наук, директор по развитию ГЕРТЕР М.В. 3 , инженер-испытатель ( 1 АлтГТУ г. Барнаул, 2 ООО «АСЛЗ», г. Барнаул, 3 ЗАО «ИЦ ТСЖТ», г. Новоалтайск) Чертовских Е.О. - 656038, г. Барнаул, пр. Ленина, 46 Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова e-mail: chertovskih13@gmail.com Описан методический подход применения регулируемого охлаждения стали 20ГФЛ, что в дальнейшем позволяет обеспечивать формирование ожидаемых структурообразующих компонентов в виде феррита, перлита, нижнего и верхнего бейнита при термообработке изделий крупного железнодорожного литья. Контроль промежуточного превращения аустенита выполняется путем записи температуры и времени критических точек фронта перлитного превращения Аr 3 , Ar 1 , где увеличение скорости промежуточного превращения позволяет формировать глобулярные коагуляции нижнего бейнита. Отмечено, снижение чувствительности стали к порокам в виде ликвации и сегрегации путем формирования благоприятной структуры нижнего бейнита регулируемым процессом охлаждения. Приводится пример расчета степени деформации структурообразующих после испытаний на ударную вязкость. Ключевые слова: аустенит, перлит, феррит, верхний бейнит, нижний бейнит, мезоферрит, ударная вязкость, 20ГФЛ. Введение Боковая рама и балка надрессорная являются несущими элементами тележки грузового вагона, работающей в условиях повышенных циклических и ударных нагрузках, где уровень безопасности движения определяется величиной эксплуатационной надежности. Повышение эксплуатационной надежности может быть достигнуто путем применения регулируемой термообработки, приводящей к формированию дополнительной структурообразующей составляющей в виде нижнего бейнита в феррито-перлитной структуре, повышающей порог хладноломкости в стали 20ГФЛ. Формирование дисперсной феррито-перлитной структуры под воздействием низких скоростей охлаждения позволяет получать заданные механические свойства по ГОСТ 32400, а именно ударную вязкость KCV -60 не менее 20 Дж/см 2 . В соответствии с ранее проведёнными исследованиями на образцах ударной вязкости весом 40 г, авторы [1] выявили влияние регулируемой термообработки на ударную вязкость при отрицательных температурах. Полученные скорости превращения и температуры отмечены критическими точками охлаждения Ar 3 , Ar 1 , которые с высокой степенью достоверности можно повторить на железнодорожных отливках в заводских нормализационных печах. Оценку структурообразующих процессов можно выполнять с помощью вновь разработанной методики АСЛЗ.00.0005-ОМ «Регулируемый изотермический
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1