Actual Problems in Machine Building 2015 No. 2

Actual Problems in Machine Building. 2015. N 2 Innovative Technologies in Mechanical Engineering ____________________________________________________________________ 152 УДК 622.002.5 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИПУСКА НА ПОВЕРХНОСТИ ВРАЩЕНИЯ СБОРНЫХ КОРПУСНЫХ ИЗДЕЛИЙ ГЕОХОДА * А.В. ВАЛЬТЕР, канд. техн. наук С.Е. ЛАГУНОВ, студент ( ЮТИ ТПУ, г. Юрга ) Вальтер А.В. – 652055, Кемеровская обл., г. Юрга, ул. Ленинградская, 26, Юргинский технологический институт (филиал) Томского политехнического университета, e-mail: avwalter@tpu.ru В статье рассматривается последовательность изготовления крупногабаритных корпусных изделий геохода и механизм формирования припуска на механическую обработку корпусов в сборе. Показано, что величина припуска закладывается размерами заготовок составных частей корпусов, получаемых термической резкой. Выявлено, что наиболее значимой составляющей припуска являются отклонения формы и расположения обрабатываемой поверхности, формирующиеся на этапе сборки корпуса. Составлена расчетная схема и предложен ряд уравнений, решение которых позволяет установить величину отклонений и учесть её в качестве составляющей припуска на механическую обработку. Приведен расчет величины отклонений для изделия «ротор» геохода, находящегося в настоящее время в опытном производстве. Отмечено, что величина отклонений и конструктивные размеры обрабатываемой поверхности заготовки являются взаимосвязанными. Ключевые слова Геоход, крупногабаритные кольцевые сегментные изделия, сборка, геометрическая точность, допуск, припуск Введение В состав геохода [1, 2] входит ряд крупногабаритных разъемных корпусов, поверхности вращения которых требуют механической обработки после сборки. К таким корпусам относятся: ротор погрузочной системы, корпус и корпус внешний модуля сопряжения, головная секция (рис. 1). Перечисленные изделия состоят из сварных секторов, имеющих довольно сложную и металлоемкую конструкцию. В связи с этим перед конструкторами и технологами возникает задача назначения таких размеров и допусков на составные части геохода, которые обеспечили бы отсутствие дефектов в изделиях при любых сочетаниях действительных размеров составных частей [3]. Для крупногабаритных механически обрабатываемых изделий особую важность имеет вопрос назначения оптимальных припусков, поскольку исправление брака при заниженных припусках является крайне трудоемким в связи с большой протяженностью поверхностей, а завышенные припуски радикально увеличивают расход материалов и трудоемкость [4]. В случае геохода, являющегося опытным изделием и характеризующегося рядом специфичных технологических признаков [5], задача осложняется невозможностью применения опытно- * Полученные результаты достигнуты в ходе реализации комплексного проекта при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ. Договор №02.G25.31.0076.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1