Actual Problems in Machine Building 2015 No. 2

Actual Problems in Machine Building. 2015. N 2 Technological Equipment, Machining Attachments and Instruments ____________________________________________________________________ 276 УДК: 62-11.182:76-78 ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТАЛЛОФТОРОПЛАСТОВОГО МАТЕРИАЛА В УЗЛАХ ТРЕНИЯ ОБЩЕГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В.Н. КОРНОПОЛЬЦЕВ, канд. техн. наук (ФГБУН БИП СО РАН, г. Улан-Удэ) Корнопольцев В.Н. – 670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 8, Байкальский институт природопользования СО РАН, e-mail: kompo@mail.ru В статье представлены примеры использования разработанных листовых металлофто- ропластовых материалов для шаровых соединений автомобильной техники и уплотнения по- воротного органа шаровых задвижек, применяемых для управления потоками жидкостей в системах их транспортирования, позволяющие значительно увеличить ресурс узлов трения. Приведены варианты изготовления уплотнительного элемента и вкладышей шаровых опор. Ключевые слова: металлофторопластовый материал, уплотнение шаровой задвижки, вкладыш шаровой опоры, высокий ресурс. Введение Листовые металлофторопластовые материалы на стальной подложке (ЛМФМ) за счет присущих им жесткости стальной основы, теплопроводности пористого бронзового слоя толщиной в допустимый износ, поры которого заполняются антифрикционными композици- ями на основе политетрафторэтилена, что придает им самосмазывающиеся свойства [1-3], давно заслужили внимание инженеров, связанных с проектирование узлов трения машин и аппаратов народного хозяйства. Во многих случаях подшипники скольжения, изготовленные из ЛМФМ решили вопросы увеличения надежности и износостойкости при уменьшении ма- териальных затрат и трудоемкости в проектировке и производстве различных узлов трения аппаратов общего машиностроения. Однако в некоторых случаях промышленные аналоги эксплуатируются не эффективно из-за малого содержания фторопласта в рабочем слое. Раз- работанные ЛМФМ по способу, предложенному в работах [4-7] позволяют расширить об- ласть их применения. Так шаровые соединения относятся к числу деталей, которые часто подлежат замене. Это связано с тем, что именно на них ложится максимальная нагрузка. У ряда автомобилей (джипы, спортивные, грузовые, автобусы и др. японского и европейского производства) при выходе из строя только шарового соединения происходит замена всего рычага, потому эта операция становится достаточно дорогой. К недостаткам шаровых соединений можно также отнести применение более твердых пластмасс, таких как капрон или системы SJR, разрабо- танной в США для неразборного восстановления шаровых соединений. Однако известные способы восстановления не обеспечивают достаточной центровки поворотного шарового сегмента без применения специально оснастки. Кроме того применение более твердых по- лимеров, чем политетрафторэтилен приводит к износу зеркала подвижного шарового сег- мента из-за шаржирования полимерным вкладышем пыли и грязи при порче пыльника. Вторым примером применения разработанных ЛМФМ может послужить уплотнение шаровых задвижек, применяемых в системах транспортировки и регулирования потоков жидкостей. Известны конструкции шаровых задвижек с уплотняющими элементами запор- ного поворотного органа, выполненные из фторопластового уплотнения, которое прижима- ется к его поверхности упругим элементом в виде отдельного резинового уплотнения или

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1