Actual Problems in Machine Building 2015 No. 2

Актуальные проблемы в машиностроении. 2015. №2 Технологическое оборудование, оснастка и инструменты ____________________________________________________________________ 335 дов, которые позволили бы решить данную задачу. К таким методам как раз и относится применение передач со свободными телами качения, которые за счет изменения траектории движения и использования спрофилированных поверхностей [2] позволяют решить задачу значительного изменения передаточного отношения при неизменности или порой даже уменьшении габаритов самих передач. Раздаточная коробка служит для увеличения тяговой силы на ведущих колесах и по- вышения проходимости автомобиля. Она одновременно выполняет функции демультиплика- тора, что позволяет увеличить диапазон передаточных чисел коробки передач и эффективнее использовать автомобили в различных дорожных условиях. Результаты и обсуждение В последние годы активно исследуются и развиваются механизмы преобразования движения, в которых вместо зубчатого зацепления используется новый тип зацепления с по- мощью периодических дорожек качения и промежуточных тел качения: роликов или шари- ков. Передача со свободными телами качения служит для изменения частоты вращения валов агрегата с помощью периодических дорожек качения и промежуточных тел качения (в нашем случае шариков). Она может быть использована в различных силовых механизмах и агрегатах. Рассмотрим рисунок 1, где представлена передача со свободными телами качения. Данная передача может работать и как редуктор и как прямая передача при использовании имеющихся на автомобиле органов управления, не требующих переделки (на рисунке не по- казаны). В крайнем левом положении (рисунок 1) передача со свободными те- лами качения работает как редуктор. В этом случае неподвижный кулачёк (6) входит в зацепление с втулкой (2) кото- рая жёстко соединена с корпусом редук- тора. Крутящий момент передается через шлицы с вала (1) на ведущий кулачек (9). Тела качения (10) обкатываясь по непо- движному кулачку (6) передают повы- шенный крутящий момент на сепаратор (8). Дальнейшее вращение передается в существующей кинематической цепи раздаточной коробки через штатные зуб- чатые передачи. При смещении блока шестерни в крайнее правое положение, конструкция работает как прямая передача. Ведущий кулачёк (9) своей правой частью входит во внутренне зацепление с валом заднего моста, а неподвижный кулачек (6) и сепаратор (8) выходят из своих зацеплений. В этом случае они будут одновременно вращаться с ведущим кулачком (9). На рисунке 2 показана 3-D модель конструкции передачи со свободными телами ка- чения. Все составляющие элементы редуктора представляют собой детали типа тел враще- ния, что значительно упрощает конструкцию и технологию изготовления. Некоторые про- блемы могут возникнуть при изготовлении деталей 4 и 9 (рисунок 2), связанные с профили- Рис. 1. Передача со свободными телами качения

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1