Actual Problems in Machine Building 2014 No. 1

I Международная научно-практическая конференция « Актуальные проблемы в машиностроении » Материаловедение в машиностроении ___________________________________________________________________ 447 УДК 621.791.01 ИЗУЧЕНИЕ СТРУКТУРООБРАЗОВАНИЯ ПРИ КОНТАКТНОЙ СВАРКЕ ЗАГОТОВОК ИЗ РАЗНОРОДНЫХ СТАЛЕЙ 1 А.А. ЧЕВАКИНСКАЯ, магистрант, А.В. ИВАНОВА, студент, А.А. НИКУЛИНА, доцент, канд. техн. наук, НГТУ, г. Новосибирск Чевакинская А.А. – 630073, г. Новосибирск, пр. К. Маркса, 20, Новосибирский государственный технический университет, e-mail: 4evakins@mail.ru В качестве объектов исследования использовались сварные соединения перлитной и аустенитной сталей, полученные методом стыковой контактной сварки. Проведены структурные исследования и оценка микротвердости сварных соединений, выполненных из разнородных сталей в исходном состоянии (без дополнительной вставки) и с дополнительной вставкой из стали 20 в двух вариантах - толщиной 20 и 5 мм. Показано, что использование низкоуглеродистой вставки приводит к уменьшению количества высокопрочных зон, формирующихся в процессе сварки. Ключевые слова: разнородные стали, контактная сварка, структура 1. Ведение В настоящее время сварка применяется не только для соединения между собой металлов, но и для разнородных сталей. Связано это с экономическим аспектом. Использование комбинированных конструкций, т.е. конструкций, сваренных из разнородных материалов, позволяет существенно сэкономить на дорогостоящих высоколегированных сплавах. При этом свариваемые материалы могут отличаться химическим составом, физическими свойствами и обладать различными прочностными характеристиками. Ярким примером применения комбинированной конструкции является сварная железнодорожная крестовина, где за счет использования сварки значительно уменьшается количество дорогостоящей стали Гадфильда, а также исключается выкрашивание поверхности крестовины и рельса при прохождении колеса, поскольку между ними отсутствует зазор. К данным элементам железнодорожного пути предъявляют высокие требования надежности, поскольку использование крестовин с трещинами недопустимо. 1 Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ, по государственному заданию № 2014/138, проект № 257

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1