Actual Problems in Machine Building 2014 No. 1

Materials Science in Machine Building I International Scientific and Practical Conference « Actual Problems in Machine Building » ________________________________________________________________ 448 Согласно работе [1] сварка крестовины и рельса производится через сталь 12Х18Н10Т (рис. 1), что позволяет соединить условия охлаждения данных сталей. Для стали Гадфильда после сварки необходимо быстрое охлаждение, в то время как для углеродистой - умеренное, чтобы исключить образование мартенситных структур. Однако ранее проведенные исследования [2 - 5] показали, что в сварном шве между углеродистой (рельсовой) и хромоникелевой сталями возникают высокопрочные мартенситные структуры. Для их исключения в работе [1] предлагается проводить длительную термическую обработку: отжиг при температуре 1000 °C в течение 3-5 часов, что является экономически невыгодным. Одним из вариантов решения данной проблемы может быть использование промежуточного (барьерного) слоя между углеродистой и хромоникелевой сталями, что может ограничить диффузию углерода в хромоникелевую сталь и уменьшить доступ легирующих элементов в углеродистую сталь [6]. 2. Материалы и методы исследования Объектами исследований являлись сварные соединения, полученные методом стыковой контактной сварки заготовок из сталей Э76 и 12Х18Н10Т со вставкой из низкоуглеродистой стали 20 толщиной 20 и 5 мм, а также исходные сварные соединения, полученные на одном режиме. Структурные исследования проводили с Рис. 1. Схема сваривания железнодорожной крестовины с рельсом

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1