Actual Problems in Machine Building 2014 No. 1

I Международная научно-практическая конференция « Актуальные проблемы в машиностроении » Материаловедение в машиностроении ___________________________________________________________________ 543 Скользун состоит из опоры (4), отлитой вмести с надрессорной балкой, колпака (1), надетого на опору, прокладок (2), для регулировки зазоров между скользунами рамы вагона и тележек, болта (3), предохраняющего колпак от падения. [1]. Колпак скользуна, изготавливается из стали 20ГЛ ГОСТ 977-88, с заданной твердостью 143-187 НВ, которая обладает недостаточной износостойкостью, что приводит к быстрому выходу из строя деталей тележки. Как наиболее перспективный вариант модернизации тележки рассматривается использование износостойких чугунов в качестве материала для колпака скользуна. Износостойкие чугуны обладают улучшенным комплексом основных физико-механических и служебных свойств, меньшей склонностью к разрушению, а также более высоким уровнем сопротивления ударному и длительному циклическому воздействию. Однако примеров применения износостойких чугунов для деталей тележки грузового вагона недостаточно. Это вызывает необходимость проведения цикла исследований влияния химического состава чугуна на износостойкость. В качестве оценки влияния твердости на износостойкость принята методика согласно ГОСТ 23.225-99, которая основана на сравнении износостойкости двух контактирующих поверхностей в условиях контактно- абразивного изнашивания. Износостойкость можно вычислить по следующей формуле: где с - коэффициент пропорциональности; Н 1 , Н 2 - твердости металлов двух контактирующих деталей, МПа; Н 1 эт , Н 2 эт - твердости металлов двух контактирующих эталонных деталей, МПа. Исходя из условий работы колпака скользуна, рассмотрим следующие пары трения: сталь 20ГЛ - сталь 20ГЛ, сталь 20ГЛ – сталь 09Г2С, износостойки чугун - сталь 20ГЛ, износостойкий чугун – сталь 09Г2С. Так как коэффициент пропорциональности пар трения и твердость эталонных деталей одинакова, то коэффициент износостойкости будет зависеть только от твердости контактируемых пар трения. Таким образом, чем выше твердость, тем выше будет их износостойкость. Чугун предпочтительней, так как его твердость по сравнению со сталью 20ГЛ больше приблизительно на 27,5%. План проведения исследования Исследования проводится на машине трения 2168 УМТ (рис. 2) предназначенной для испытания фрикционных и смазочных материалов с

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1