Obrabotka Metallov 2011 No. 3

ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ № 3 (52) 2011 46 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ Рис. 5. ИК-спектр ПТФЭ ( 1 ) и продуктов трибоде- струкции ( 2 ), переносимых на контртело при тре- нии разработанных ЛМФМ В результате трения разработанных ЛМФМ меж- ду сопряженными деталями обильно образовывается «третье тело» желтого цвета, отсутствующее у изна- чального образца. ДСК и ИК исследования продуктов износа, перенесенных на контртело, свидетельствуют об образовании низкомолекулярных продуктов трибо- деструкции ПТФЭ, имеющих меньшую температуру начала деструкции, чем ПТФЭ. Основные пики ИК- спектров содержат наиболее интенсивные полосы, от- носящиеся к валентным колебаниям групп CF 2 (1208 и 1152 см –1 ). Тем не менее спектр имеет существенное отличие от исходного полимера, что дает основание полагать, что при трении происходят изменения на молекулярном уровне. Слабые пики на ИК-спектрах, относящиеся к фторидам и оксидам металлов, могут говорить об их незначительном количестве, и главным фактором длительного устойчивого трения является фторорганическая смазка, образование которой может носить достаточно сложный характер. Более полная расшифровка данных дифференциально-сканирующей калориметриииИК-спектров продуктов износаЛМФМ ставятся в задачи дальнейшего исследования. Разработанный метод получения ЛиАМ по про- изводительности уступает автоматическим линиям производства ленточных материалов, но не требует специального оборудования и может быть внедрен на любом ремонтном предприятии (например, для обеспечения собственных нужд). В настоящее время на лабораторном оборудовании отработан опытный образец шириной 0,1, длиной 0,24 м, позволяющий изготовить подшипник скольжения с рабочим диаме- тром 70…75 мм. Выводы Результатом НИОКР стал метод получения листо- вых металлофторопластовых материалов на стальной подложке (ЛМФМ), который от промышленных мето- дов отличается возможностью получения антифрикци- онныхматериалов с заданнымифизико-механическими и триботехническими свойствами. Триботехнические сравнительные испытания показывают, что разрабо- танные ЛМФМ за счет создания на стальной подложке бронзовых слоев с заданной структурой значительно превосходят лучшие отечественные и зарубежные про- мышленные аналоги при трении без смазки в условиях повышения скорости скольжения. Список литературы 1. Mitchell , Pratt // Conf. on Lubrication and Wear. – Pa- per № 101. – Mech. Eng., 1957. 2. Семенов А.П., СавинскийЮ.В. Металлофторопласто- вые подшипники. – М.: Машиносторение, 1976. – 192 с. 3. Воронков Б.Д. Подшипники сухого трения – М.: Ма- шиностроение, 1968. – 140 с. 4. Pratt G.C. , Montpetit M.C. , Lytwynec M.D. Bearing material and method of making PTFE based tape suitable for impregnation into a porous metal matrix of the bearing mate- rial. Patent of Australia № 582577. AU-B-41845/85–1985. 5. Корнопольцев В.Н. , Корнопольцев Н.В. , Могнонов Д.М. Испытания металлофторопластовых листовых антифрик- ционных материалов при скоростях скольжения до 3 м/с // Трение и износ. – 2009 – Т. 30, № 4. – C. 385–389. 6. Корнопольцев Н.В. Способ получения биметал- лического металлофторопластового материала. П/т РФ № 1418999. B22F7/04 – 1993. 7. Бузник В.М. , Корнопольцев В.Н. , Корнопольцев Н.В. , Рогов В.Е. Способ получения биметаллического материа- ла. Пат РФ № 2277998, опубл. 20.06.06, бюл. № 17. 8. Бузник В.М. , Корнопольцев В.Н. , Корнопольцев Н.В. , Рогов В.Е. Способ получения комбинированного метал- лофторопластового материала. Пат РФ № 2277997, опубл. 20.06.06, бюл. № 17. 9. Корнопольцев В.Н. , Корнопольцев Н.В. , Могно- нов Д.М. и др. Оптимизация состава металлофторопласто- вого материала на стальной подложке // Химия в интере- сах устойчивого развития. – 2005 – № 13. – C. 757–765. 10. Ахвердиев К.С., Воронцов П.А., Семенов А.П. Рас- чет и конструирование гидродинамических подшипников скольжения с металлополимерными вкладышами. – Рос- тов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 1999. – 205 с. A sheet metal-teflon material with given working characteristic V.N. Kornopoltsev, A.M. Guriev A possibility of management physico-mechanical and tribo- technical feature of a sheet metal-teflon material (SMTM) worker layer to account of the creation on steel substrate porous bronze cermet coating with given by structure and controlled volume free space is considered. Key words: metal-teflon material, porous layer of bronze, resource, velocity of the slide.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1