Obrabotka Metallov 2011 No. 4

ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ № 4 (53) 2011 48 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ покрытия на шестерне и зубчатом колесе до и после испытаний представлено на рис. 5. Выработка хромового покрытия на шестер- не составляет 20…25 % своей толщины, а вы- работка хромового покрытия на сопряженном зубчатом колесе – 20…45 %. Больший износ ко- леса в сравнении с шестерней обусловлен тем, что шестерня входит в зацепление только с ко- лесом, а колесо передает вращение от шестерни другому сопряженному с ним зубчатому колесу и испытывает соответственно большее число контактов. Для сравнительной износостойкости зуб- чатых колес из высокопрочного чугуна с хро- а б Рис. 6 . Массовый износ зубьев шестерни ( а ) и зубчатого колеса ( б ): 1 – с ванадиевым; 2 – хромовым; 3 – марганцевым покрытиями; 4 – закаленный ВЧ 60 без покрытия; 5 – стальные колеса (20ХГН) с цементованным слоем мовым покрытием проводили испытания на массовый износ колеса с ванадиевым и мар- ганцевым термодиффузионными покрытиями, зубчатые колеса из стали 20ХГН после цемен- тации и закалки и колеса из закаленного высо- копрочного чугуна ВЧ 60 без покрытия. Результаты полученных испытаний пред- ставлены на рис. 6. Вывод Наличие хромового термодиффузионного покрытия на рабочих поверхностях зубьев в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1