Obrabotka Metallov 2010 No. 2

ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ № 2 (47) 2010 ТЕХНОЛОГИЯ 11 циклов нагружения в полулогарифмических координатах. Результаты исследования образцов с покры- тиями на контактную выносливость представле- ны на рис. 4. Рис. 4. Зависимость среднего диаметра пятна кон- такта от числа циклов нагружения: 1 – структура типа А; 2 – структура типа Б; 3 – структура типа В Эксперименты показали, что наибольшей контактной выносливостью обладают образцы со структурой типа А. Число циклов нагруже- ния, которое выдерживают такие образцы до мо- мента усталостного разрушения, составляет ве- личину порядка 4·10 5 . На рис. 5 приведена фото- графия усталостной трещины в пятне контакта для данного вида образцов. Рис. 5. Усталостная трещина в покрытии со структурой типа А Образцы со структурой типа Б выдержа- ли нагрузку в пределах 2,8·10 5 циклов нагру- жения, что заметно ниже, чем у образцов со структурой типа А. Характер трещины для образцов со структурой типа Б показан на рис. 6. Рис. 6. Усталостная трещина в покрытии со структурой типа Б Наихудший результат отмечен на образцах покрытия, которые обладают структурой типа В. Их стойкость к данному виду нагружения состав- ляет не более 2·10 5 циклов нагружения, что на 50 % ниже, чем у образцов со структурой типа А. Усталостная трещина на образцах данного вида показана на рис. 7. Рис.7. Усталостная трещина в покрытии со структурой типа В Известно, что в зоне контактирования образ- ца и индентора возникают нормальные и каса- тельные напряжения. В отличие от нормальных напряжений, монотонно снижающихся по мере удаления от поверхности, касательные распре- делены более сложно. Продольно усталостные

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1