Obrabotka Metallov 2010 No. 4

ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ № 4 (49) 2010 34 ОБОРУДОВАНИЕ. ИНСТРУМЕНТЫ Результаты исследований микроструктуры до- рожек качения подшипников после шлифования кругами с разной формой зерен подтверждают на- личие взаимосвязи «форма зерен – микротвердость обработанной поверхности». Так, при изменении значений Кф от 1,7 (стандартный круг) до 1,2 про- исходит увеличение микротвердости шлифованной поверхности колец подшипников № 307 и № 205 с 13 500 МПа до 16 500 МПа из-за явления наклепа. Менее заметна такая тенденция после операции выхаживания, на которой, возможно из-за длитель- ности выхаживания, уменьшается глубина слоя с повышенной твердостью. Исследование микроструктуры в поверхност- ных слоях дорожек качения подшипников, в том числе на растровом электронном микроскопе моде- ли EVO50 XVP при увеличении до × 5000, не выя- вили изменения микроструктуры в кольцах, обрабо- танных в более интенсивных условиях шлифования, формируемых за счет использования кругов с Кф = = 1,2. Микроструктура состоит из мартенсита и вто- ричных карбидов (рис. 1, а ) без наличия микротре- щин. На фотографиях (рис. 1 а , б , в , г ) представлены результаты исследований по изменению в химсоста- ве поверхностного слоя колец подшипников после обработки кругами с контролируемой формой зерен. Полученные снимки показывают, что суще- ственных изменений в распределении химических элементов в поверхностном слое дорожек качения подшипников из-за теплового воздействия не на- блюдается (отсутствует выгорание углерода, хрома и железа, а легирующие элементы распределены однородно). Таким образом, проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что, целенаправ- ленно изменяя форму зерен от игольчатой (Кф = = 2,88) до изометрической формы (Кф = 1,2) в шлифовальных кругах, можно управлять каче- ством обработки поверхностей колец подшипни- ков, что, в свою очередь, положительно отразится на их долговечности и стойкости и, как следствие, на надежности оборудования и механизмов, в ко- торых они работают. Список литературы 1. Короткова Л.П., Прокаев Н.В. Качество поверхно- сти наружных колец подшипников, обработанных шли- фовальными кругами с контролируемой формой // Обра- ботка металлов. – 2002. – № 2 (35). – С. 19–22. 2. Дубов Г.М. Влияние формы шлифовального зерна на теплонапряженность процесса обработки отрезны- ми кругами на бакелитовой связке (тезисы докладов) // «Проблема повышения эффективности металлообработ- ки в промышленности на современном этапе». Тезисы 4-й Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск, 23 марта 2006 г. – Новосибирск: Изд-во НГТУ. – 2006. – С. 39–41. 3. Повышение эксплуатационных возможностей шли- фовальных инструментов: монография / А.Н. Коротков. – Кемерово: ГУ КузГТУ, 2006. – 233 с. 4. Эльянов В.Д., Байор Б.Н. Пути повышения точно- сти и производительности шлифования желобов наруж- ных колец шарикоподшипников. – М.: НИИИавтопром, 1972. – С. 35–42. 5. Качество подшипников, технология обеспечения, методы и средства контроля / под ред. И.К. Ховрина – М.: ВНИПП, 1974. – С. 116–127.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1