Obrabotka Metallov 2010 No. 4

ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ № 4 (49) 2010 4 ТЕХНОЛОГИЯ В современном производстве для обеспечения конкурентоспособности необходим выпуск продук- ции с заданным эксплуатационным периодом, что по- зволяет прогнозировать срок службы изделия в целом или отдельных его элементов, а также планировать производство продукции. Однако в настоящее время этому не уделяется должного внимания, и изделие ста- новится неработоспособным по причине, например, износа одной отдельной поверхности, что приводит к увеличению затрат на ремонт и обслуживание и сни- жению спроса на эту продукцию. Следовательно, не- обходимо обеспечивать выпуск продукции, у которой срок службы всех поверхностей был бы одинаковым. В машиностроении для облегчения массы изде- лий ряд корпусных деталей, например малогабарит- ных двигателей, изготавливают из алюминиевых или магниевых сплавов. На рис. 1 представлены корпус- ные детали двухтактных двигателей, используемых в качестве привода в бензопилах, газонокосилках, на- сосах и других изделиях, где регламентируется мас- са изделия. Материал этих деталей – литейный алю- миниевый сплав, имеющий невысокую прочность и твердость. Во время работы поверхности этих де- талей подвергаются циклическим и динамическим нагрузкам, тепловому воздействию. У этих деталей можно выделить несколько групп поверхностей: • поверхности, которые являются комплектом технологических баз; Рис. 1. Детали малогабаритных двухтактных двигателей • плоские наружные поверхности, сопрягающие- ся с другими деталями и узлами изделия; • поверхности базовых отверстий, в которых де- тали и сборочные единицы монтируются в опреде- ленной взаимосвязи; • резьбовые и другие мелкие крепежные отвер- стия; • остальные поверхности как внутренние, так и наружные, – разной формы, определяющие конфигу- рацию детали. Экспертная оценка влияния разных поверхностей этих корпусных деталей на срок службы (табл. 1) по- казывает, что он зависит от износостойкости и кон- тактной жесткости поверхностей базовых отверстий. УДК 621.7.06/.07:658.511.5 ПОВЫШЕНИЕ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ ОТВЕРСТИЙ КОРПУСНЫХ ДЕТАЛЕЙ ИЗ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ А.М. ФИРСОВ, канд. техн. наук, доцент, В.Н. БЕЛЯЕВ, канд. техн. наук, И.В. БОТКИН, канд. техн. наук, С.С. ХАМРИТЕЛЕВ, аспирант, Д.А. СУТОРМИН, аспирант ( Бийский технологический институт ( филиал ) АлтГТУ, г. Бийск ) Статья поступила 8 апреля 2010 г. 659305, Алтайский край, г. Бийск, ул. Трофимова, 27, Бийский технологический институт (филиал) АлтГТУ, e-mail: mrsi@bti.secna.ru Показана взаимосвязь параметров качества поверхностного слоя и эксплуатационных показателей. Приведены резуль- таты исследований поверхностно-пластической обработки отверстий корпусных деталей из алюминиевых сплавов. Ключевые слова : эксплуатация, износ, технологическая подготовка производства, алюминиевый сплав, поверхностно-пластическое деформирование. The interrelation of the parameters of surface layer quality and performance indicators is consider. Results on the finishing touch aluminum alloys are shown. Key words: operation, technological preparation of production, aluminum alloy, surface-plastic deformation, wear and tear.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1