Obrabotka Metallov 2010 No. 4

ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ № 4 (49) 2010 45 ОБРАЗОВАНИЕ Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего профессионального об- разования третьего поколения по направлению под- готовки «Конструкторско-технологическое обеспече- ние машиностроительного производства» определяет общекультурные и профессиональные компетенции, которыми должен владеть выпускник вуза. В обра- зовательном стандарте все дисциплины объединены по циклам, в рамках которых могут быть сформиро- ваны обозначенные компетенции: гуманитарный, со- циальный и экономический цикл, математический и естественно-научный цикл и профессиональный цикл. В каждом цикле есть базовая и вариативная часть. В отличие от стандарта предыдущего поколения в ФГОС нет отдельно выделенного цикла общепро- фессиональных дисциплин, а есть цикл профессио- нальный, содержащий базовую (общепрофессиональ- ную) часть. Среди прочих дисциплин в эту базовую (общепрофессиональную) часть входит дисциплина «Начертательная геометрия и инженерная графика», которая направлена, прежде всего, на формирование графического образования выпускника. В результате освоения инженерной графики у студента формируются общекультурные и общепро- фессиональные компетенции: – способность использовать современные инфор- мационные технологии при проектировании маши- ностроительных изделий, производств; – способность разрабатывать на основе дей- ствующих стандартов техническую документацию (в электронном виде) для регламентированного экс- УДК 378.147 ГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА» Н.Г. ИВАНЦИВСКАЯ, канд. пед. наук, доцент, В.Н. ПУШНИН, студент, ( НГТУ, г. Новосибирск ) Статья поступила 18 ноября 2010 г. 630092, г. Новосибирск, пр. К. Маркса, 20, Новосибирский государственный технический университет, e-mail: graph@graph.power.nstu.ru Статья посвящена повышению качества образования на первой ступени высшего профессионального образования посредством организации образовательного процесса с применением информационных технологий. Ключевые слова: инженерная и компьютерная графика, компетенции, машиностроение. Article is devoted to improvement of quality of education at the first step of the supreme vocational training by means of the organization of educational process with application of information technologies. Key words: engineering and computer graphics, educational competences, mechanical engineering. плуатационного обслуживания средств и систем ма- шиностроительных производств; – способность разрабатывать проектную и техниче- скуюдокументациюмашиностроительных производств, оформлять законченные проектно-конструкторские ра- боты; – способность выполнять работы по моделиро- ванию продукции и объектов машиностроительных производств с использованием стандартных пакетов и средств автоматизированного проектирования. Необходимость включения компетентностного подхода в систему образования в России обуслов- лена его широким распространением во всем мире и сменой образовательной парадигмы, ориентиро- ванной на становление компетентности, эрудиции, творчества и культуры личности. Компетенции не противоречат стандартам предыдущего поколения, в которых уровень образованности выпускника вуза определялся его знаниями, умениями и навыками. Понятие «компетенция» шире понятий «знания», «умения» или «навыки» и отличается уровнем об- разованности выпускника вуза. Рассматривая про- блему компетентностного представления результа- та образования, многие ученые (Дж. Веллингтон, У. Древс, Э. Фурман, О. Е. Лебедев и др.) опериру- ют понятием грамотности. Различают грамотность элементарную и функциональную, а также компе- тентность. Результат образования, оцениваемый по такой шкале, характеризуется разным уровнем ре- шения обозначенных проблем. Элементарная гра-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1