Obrabotka Metallov 2010 No. 4

ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ № 4 (49) 2010 46 ОБРАЗОВАНИЕ мотность предполагает выбор решения проблемы на основе заданных критериев, функциональная грамотность – на основе критериев соответствия правилам и нормам, а компетентность – теоретиче- ски обоснованный многокритериальный выбор ре- шения проблемы. Задачи современного образования и смысл пере- хода на двухступенчатую систему заключаются в том, чтобы подготовить за очень короткий срок, всего за четыре года, специалиста (бакалавра), способного полноценно работать на предприятиях машинострое- ния в качестве инженера. Деятельность выпускников вузов, обучающихся по данному направлению, долж- на соответствовать требованиям ФГОС и связана с применением новых современных информационных средств подготовки машиностроительного производ- ства и поддержки жизненного цикла изделия, начиная с автоматизации проектно-конструкторских работ, компьютерного моделирования и заканчивая рекомен- дациями по утилизации выпускаемого изделия. Введение компетенций как оценки результата образования предполагает комплексную оценку по- лученного образования и направлено на повышение уровня инженерного образования в России. С этой целью в образовательном стандарте третьего поколе- ния рекомендовано широкое применение активных и интерактивных форм проведения учебных занятий (деловые и ролевые игры, компьютерные симуляции и прочее). В рамках учебных планов должны быть предусмотрены мастер-классы экспертов, специали- стов российских и зарубежных предприятий, что предполагает тесное сотрудничество с представите- лями предприятий машиностроительной отрасли. Сотрудничество и взаимодействие учебных и про- изводственных структур может иметь разные формы. Одной из эффективных форм сотрудничества являют- ся научно-образовательные центры, созданные при университетах и имеющие реальное современное металлообрабатывающее оборудование. Например, в Новосибирском государственном техническом уни- верситете создан центр коллективного пользования «Современные металлообрабатывающие техноло- гии». В его состав входит лаборатория, оснащенная современными токарными и фрезерными станками с числовым программным управлением (ЧПУ), и обра- зовательный центр по подготовке специалистов (бака- лавров), оснащенный компьютерными симуляторами. Студенты, освоившие программу подготовки в этом центре, способны разработать управляющую про- грамму для станков с ЧПУ на каждое конкретное из- делие, а затем и изготовить его на этом оборудовании. Другой формой сотрудничества с предприятиями является выполнение проектно-конструкторских ра- бот и изготовление опытных образцов машинострои- тельного оборудования по заданию предприятий на учебных занятиях или во внеаудиторное время (как самостоятельная работа) в рамках хоздоговорных работ. Эта одна из самых эффективных форм подго- товки специалистов машиностроительного профиля, что доказано на практике привлечением студентов к выполнению таких работ. Для оценки компетентностей, формируемых при освоении инженерной графики, профессиональная деятельность должна быть связана с разработкой реальных объектов машиностроительного произ- водства, созданием 3d моделей и оформлением кон- структорской документации. Так, на рисунке при- ведена трехмерная модель стенда для промывки авиационных теплообменников. Работа выполнялась по заданию предприятия в рамках хоздоговорной ра- боты студентом IV курса механико-технологического факультета НГТУ. Графическое образование как составляющая профессиональной компетентности бакалавров, обучающихся по направлению «Конструкторско- технологическое обеспечение машиностроительного производства», отвечает современным требованиям только в том случае, если созданы условия и в вузе, и на предприятиях машиностроения для развития спо- собностей студентов, что означает: – отбор содержания, методов и форм органи- зации образовательного процесса в соответствии с компетентностным подходом обучения, с учетом способностей и интересов каждого студента; – обеспеченность учебных лабораторий совре- менным технологическим оборудованием и инфор- мационными системами, в том числе графическими; – высокий уровень владения преподавателями и инженерно-техническими работниками предпри- ятий информационной, графической и проектной культурой; – четко спланированное и скоординированное взаимодействие образовательных учреждений и про- изводства на взаимовыгодных условиях с учетом по- требностей и способностей студентов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1