Ilinykh Andrey S. et al. 2017 no. 3(76)

ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ № 3 (76) 2017 28 ТЕХНОЛОГИЯ Введение Внедрение инновационных технологий на железнодорожном транспорте рассматривает широкий круг аспектов по разным отраслям и направлениям. Одним из таких направлений яв- ляется создание бесстыкового пути с помощью алюминотермитной сварки. Применение алю- минотермитной сварки на полигоне магистраль- ных путей получило большое распространение Исследование сварных соединений рельсов после механической обработки при различной послесварочной температуре Андрей Ильиных 1, a , Марина Галай 1, b,* , Эдуард Сидоров 1, с 1 Сибирский государственный университет путей сообщения, ул. Д. Ковальчук, 191, г. Новосибирск, 630049, Россия a http://orcid.org/0000-0002-4234-6216 , asi@stu.ru , b http://orcid.org/0000-0002-7897-1750 , galayms@mail.ru , c http://orcid.org/0000-0001-6237-142X , sesnsk@mail.ru ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ УДК 625.143.482 История статьи : Поступила: 15 мая 2017 Рецензирование: 17 июня 2017 Принята к печати: 25 июля 2017 Доступно онлайн: 15 сентября 2017 Ключевые слова : Рельсы Алюминотермитная сварка Шлифование Твердость Шероховатость АННОТАЦИЯ Исследовано влияние процесса шлифования алюминотермитных сварных соединений рельсов, выполняемого при разных значениях остаточной послесварочной температуры сварного шва, на физико-механические свойства и шероховатость поверхности катания. Интервал послесварочных температур в зоне шлифования сварных швов составлял 600…850  С. Установлено, что разные температурные режимы при выполнении технологической операции шлифования алюминотермитных стыков приводят к формированиюнеидентичных механических свойств металла поверхности головки рельса в зоне сварного шва. Шлифование при остаточной послесварочной температуре поверхности сварного шва 850 или 600  С позволяет обеспечить наиболее высокие значения твердости металла 33…36 HRC, в то время как проведение операции шлифования при остаточной температуре 800 или 700  С приводит к снижению твердости металла шва до значений 25…30 HRC. Снижение температуры металла поверхности головки рельса перед выполнением шлифования с 850 до 600 °С позволяет уменьшить значения шероховатости поверхности катания с 2,5 до 0,7 мкм. Наиболее высокие значения твердости и чистоты поверхности могут быть достигнуты, если производить шлифование головки рельса сварного шва после снижения температуры металла обрабатываемой поверхности до 600  С при проведении процесса сварки. Для цитирования: Ильиных А.С., Галай М.С., Сидоров Э.С. Исследование сварных соединений рельсов после механической обработки при различной послесварочной температуре // Обработка металлов (технология, оборудование, инструменты). – 2017. – № 3 (76). – С. 28–34. – doi: 10.17212/1994-6309-2017-3-28-34. ______ *Адрес для переписки Галай Марина Сергеевна , к.т.н., доцент Сибирский государственный университет путей сообщения ул. Д. Ковальчук, 191, 630049, г. Новосибирск, Россия Е-mail: galayms@mail.ru в странах Западной Европы и Азии. Высокими темпами идет внедрение данного способа сварки и в России. Сварные соединения традиционно являют- ся слабым местом в конструкции бесстыкового пути. Это подтверждается как зарубежными, так и российскими научными исследованиями. В Японии научно-исследовательским институ- том железнодорожной техники выявлено, что при нарушении установки оборудования для ли- тья появляются такие дефекты, как непровары и шлаковые включения [1]. В работах [2, 3] рас- сматриваются вопросы обеспечения механиче- ских свойств алюминотермитных сварных швов, схожих со свойствами свариваемых рельсов за Обработка металлов (технология • оборудование • инструменты). 2017 № 3(76) с. 28–34 ISSN: 1994-6309 (print) / 2541-819X (online) DOI: 10.17212/1994-6309-2017-3-28-34 Обработка металлов (технология • оборудование • инструменты) Сайт журнала: http://journals.nstu.ru/obrabotka_metallov

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1